Словарь терминов в морских контейнерных перевозках.
Термины, касающиеся морской перевозки:
Линия / Контейнерная линия:
Перевозчик, осуществляющий морскую перевозку контейнеров (фрахт) и предоставляющий услуги в портах через своих агентов.
ТЕУ / TEU (Twenty-feet Equivalent Unit):
Условная единица измерения в контейнерных перевозках эквивалентная размерам ISO-контейнера длиной 20 футов. (6,1 м).
Также используется сорокафутовый эквивалент (FEU), основанный на размерах 40- футового контейнера и равный 2 TEU.
POL (Port of Loading):
Порт погрузки
POD (Port of Discharge):
Порт выгрузки/назначения
ETS / ETD (Estimated Time of Sailing / Departure):
Дата ориентировочного убытия судна/груза из пункта погрузки.
ETA (Estimated Time of Arrival):
Дата ориентировочного прихода судна/груза в порт назначения
Транзитное время (Transit time):
Время доставки груза из порта погрузки в порт назначения.
Считается с момента убытия судна из порта погрузки до момента прибытия в порт назначения.
Трансшипмент (Transshipment):
Процесс перегрузки контейнеров в порту на пути следования с борта одного судна на борт другого судна.
Распространенное явление в случае, если у контейнерной линии отсутствует сервис, напрямую связывающий порт погрузки с портом выгрузки.
Документы, касающиеся морской перевозки:
Коносамент / к/с ( Bill of Lading / B/L ):
Документ, выдаваемый грузовладельцу перевозчиком / агентом линии в порту погрузки.
Является подтверждением права собственности на отгруженный товар и сдается получателем груза перевозчику/агенту линии в порту выгрузки, для получения груза.
Исключением из правил является упрощенная процедура не требующая выпуска и сдачи оригиналов к/с (Telex Release / Телекс Релиз)
Телекс Релиз (Telex Release):
Поручение агента в порту погрузки даваемое агенту в порту выгрузки на выдачу груза получателю без предоставления оригиналов коносаментов (см. к/с). Это - упрощенная форма выпуска груза линией применима лишь в случае, если оригиналы к/с не выпускались в порту погрузки или были возвращены отправителем обратно в линию.
Генеральный Акт / Ген. Акт:
Документ, который составляется терминалом порта в день окончания разгрузки контейнеров с судна. Датой Генерального акта является первым днем хранения контейнера в порту и началом периода демереджа.
ДУ и ДО / Документ учета или Документ отчетности:
Документ, открываемый терминалом порта (стивидорной компанией) при принятии коносаментной партии груза на хранение в порту.
В основном дата открытия ДУ - первый день хранения контейнера в порту и начало периода демереджа.
Условия фрахта:
Pre-paid: фрахт оплачивается отправителем.
Применительно к условиям поставки CFR, CIF, CIP.
Collect:
Фрахт оплачивается получателем.
Применительно к условиям FOB, EXW.
FIFO (Free In / Free Out):
Ставка фрахта не включающая ни стоимость погрузки на судно, ни стоимость выгрузки с судна (терминальной обработки в портах погрузки / выгрузки).
FILO (Free In / Liner Out):
Ставка фрахта включает стоимость выгрузки с судна (терминальной обработки в порту выгрузки).
Таким образом FILO = FIFO + DTHC.
LIFO (Liner In / Free Out):
Ставка фрахта включает стоимость погрузки на судно (терминальной обработки в порту погрузки).
Таким образом FILO = FIFO + OTHC.
LILO (Liner In / Liner Out):
Ставка фрахта включает стоимость и погрузки на судно и выгрузки с судна (терминальной обработки в портах погрузки/выгрузки).
Таким образом FILO = FIFO + OTHC + DTHC.
Составляющие ставки фрахта:
All-In:
Ставка включающая в себя все нижеуказанные надбавки.
THC:
Terminal Handling Charge
Сбор, взимаемый контейнерной линией за Терминальную обработку.
OTHC (Origin Terminal Handling Charge):
Cбор, взимаемый контейнерной линией за Терминальную обработку в порту погрузки (см. Терминальная обработка).
DTHC (Destination Terminal Handling Charge):
Сбор взимаемый контейнерной линией за Терминальную обработку в порту выгрузки (см. Терминальная обработка).
PSS (Peak Season Surcharge):
Сезонные надбавки.
WS (Winter Surcharge):
Надбавка в зимнее время.
BAF (Bunker Adjustment Factor):
Индексация изменения цен на топливо.
CAF (Currency Adjustment Factor):
Индексация курсовой разницы валют.
Congestion Surcharge:
Надбавка которая взимается для компенсации затрат, связанных с задержкой судов в перегруженных портах.
EBS (Emergency Bunker Surcharge):
Временная надбавка связанная с увеличением цены на топливо.
GRI (General Rate Surcharge):
Общее увеличение ставки применяемое линией по сравнению к предыдущему периоду.
GAC (Gulf of Aden Surcharge):
Надбавка при транспортировке по маршруту по маршруту, пролегающему через Аденский Залив.
HWS (Heavy-Weight Surcharge):
Надбавка за перевес груза свыше определенной установленного значения (аналог OWS).
IMO Surcharge:
Надбавка при перевозке опасного груза.
OWS (Over-Weight Surcharge):
Надбавка за перевес груза свыше определенной установленного значения (аналог HWS).
PCS (Panama Channel Surcharge):
Сбор за проход Панамского канала.
SCS (Suez Channel Surcharge):
Cбор за проход Суэцкого канала.
War Risk Surcharge:
Применяется при заходе судна в порты стран, ведущих военные действия.
Демередж (Demurrage):
Использование грузовладельцем контейнера линии с момента выгрузки контейнера с борта судна и до момента возврата порожнего контейнера агенту линии.
Бесплатный период и метод расчета демереджа остается на усмотрение контейнерной линии и, как правило, считается с даты открытия ДУ / ДО (с даты Генерального Акта). Период бесплатного демереджа для сухих, неопасных, габаритных грузов колеблется в диапазоне от 5 до 30 дней.
Детеншн (Detention):
Использование грузовладельцем контейнера линии за пределами порта.
Считается с момента вывоза контейнера из порта и до момента возврата порожнего контейнера в сток линии.
Хранение в порту (Storage):
При импорте: период нахождения контейнера линии с момента выгрузки контейнера с борта судна и до момента вывоза грузовладельцем контейнера из порта (или вывоза груза, находящегося в контейнере).
Первым днем хранения считается дата открытия ДУ / ДО / дата Генерального Акта.
Локальные (Местные) Сборы:
Не являющиеся составляющими морского фрахта сборы контейнерной линии за выполнение услуг, связанные с перевалкой контейнеров в порту.
Терминальная обработка, документационный сбор, выставление контейнера на досмотр / взвешивание / МИДК, хранение контейнера в порту, демередж, детеншен.
Терминальная обработка:
комплекс услуг, предоставляемый терминалом порта (стивидорной компанией) по выгрузке контейнера с борта судна, принятию его на ответственное хранение и его дальнейшей погрузке на автомобильное или Ж/Д транспортное средство (при импорте) или комплекс услуг по выгрузке контейнера с автомобильного или Ж/Д транспортного средства в порту и его дальнейшая погрузка на борта судна (при экспорте).